Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области
«Городская поликлиника № 3»
Ленинского административного округа города Омска

 644060, г. Омск, ул. Вильямса, 26а

  

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская поликлиника № 3"
Адрес: г. Омск, ул Вильямса, 26а  ОГРН 1025501179274 от 11.01.2012

(3812) 43-11-21, 43-12-58 - регистратура взрослого отделения
(3812) 43-12-00, 43-13-55 - регистратура детского отделения

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Позвольте себе жить дольше

31 мая по инициативе ВОЗ отмечается Всемирный день без табака. Чем же «насолили» эти коричневатые сушеные листочки медикам, рассказала врач функциональной диагностики Городской поликлиники №3 Елена Желтухова.

Традиционно считается, что в первую очередь, от курения страдает дыхательная система, что, как правило, курильщики мучаются с одышкой, болеют бронхитами и в большей степени, чем остальные, подвержены риску заражения туберкулезом. Заканчивается ли на этом вред табака?

«Скорее, только начинается, - уверена Елена Вадимовна. - Табак, табачный дым достаточно серьезный яд, который влияет на все органы и ткани, и в первую очередь, на нервную ткань».

Механизм привыкания к сигаретам развивается из-за присутствующего в табаке никотина. Его действие усиливают различные добавки. Уже не секрет, что табачная индустрия использует фрукты, мяту, ментол, ароматизаторы, чтобы вкус дыма не был так противен. Сам никотин вызывает привыкание. Мало кто из молодых курильщиков знает об этом, но курильщики со стажем просыпаются несколько раз за ночь, чтобы покурить.

Какое же удовольствие движет людьми, пристрастившимися к табаку?

«По сути – сомнительное, - считает врач. - Попадая в организм, никотин сначала вызывает сильнейшее возбуждение центральной нервной системы, а затем начинается ее постепенное угнетение, вплоть до снижения настроения, проявления агрессии. Тогда требуется новая доза никотина».

То есть, курильщик – это наркоман. И лечение здесь возможно у врача-нарколога.

Видимое, кажущееся спокойствие после выкуренной сигареты – это иллюзия.

«На самом деле во время вдыхания дыма происходит спазм всех сосудов – конечностей, головного мозга, сердца, - объясняет Елена Вадимовна. - Это, в свою очередь, вызывает гипоксию головного мозга, и при недостаточном кровоснабжении сознание затуманивается – вот оно спокойствие».

Однако  у курильщика значительно повышается давление: сердце работает с усилием, чтобы прокачать кровь через суженные сосуды. Большинство пациентов, пристрастившихся к курению, страдают от гипертонии и имеют серьезные проблемы с сердцем и сосудами: у них возникают судороги, мигрени, у мужчин – эректильная дисфункция.

«Для женщины курение – это практически личная трагедия, - говорит Елена Желтухова. - Никотин мало того, что ускоряет процессы старения и усугубляет их, он еще и препятствует нормальному формированию яйцеклеток. У курящей женщины детородная функция прекращается в среднем на 10 лет раньше, чем у некурящей. Соответственно, в 43-45 лет наступает климакс, который ведет к гормональным изменениям, провоцирует набор лишнего веса и снижает прочность костей».

Нередко встречаются курящие беременные женщины. Они наносят серьезный вред своим малышам. Эти дети рождаются с гипоксией головного мозга, с сердечнососудистыми патологиями, медленнее  развиваются, хуже адаптируются к внешней среде, часто болеют, и у них очень высок риск внезапной смерти на первом году жизни.

«Курильщики отравляют жизнь не только себе, но и окружающим. Это не утрированное выражение, а вполне объективная реальность. Доказано, что пассивное курение так же вредно, как и активное. У женщины, которая всю жизнь живет с курящим мужчиной, в 2 раза повышается риск возникновения инфаркта миокарда, по информации ВОЗ этии женщины живут на 4 года меньше, чем те, у которых мужья не курят», - отмечает Елена Желтухова.

Курение – это не просто вредная привычка. Это медленное уничтожение себя изнутри. При этом, как правило, все болезни, связанные с курением, лечить бесполезно, если не отказаться от табака. Какой смысл, например, пить таблетки, снижающие давление, если они призваны расширить сосуды, а сигареты – сузить?

Конечно, хорошо, что сейчас принят ряд законов, запрещающих пропаганду курения, что в заведениях общепита, образования, культуры нет зон для курящих, что на пачках изображаются различного рода патологии, вызванные курением. Но курильщика с 20-летним стажем такие рисунки не пугают. Здесь необходима помощь специалиста. И лучше всего не ждать, очередного понедельника, чтобы бросить курить, а просто взять и бросить сейчас, ведь жизнь одна, и она должна быть полноценной, легкой и безболезненной сегодня, а не с очередного понедельника.

 

Профилактика нарушений осанки и сколиоза

 

Каковы направления профилактики нарушений осанки и сколиозов у детей?

    Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях осанки и сколиозах должны носить комплексный характер и включать в себя организацию общего режима дня, оборудование рабочего места школьника, физическое воспитание и лечебную физкультуру. Степень их эффективности зависит от их систематического, регулярного проведения в семье, дошкольных учреждениях и в школе.

     В режим дня в соответствии с возрастом ребенка было бы полезным включать оздоровительные элементы в виде ежедневной утренней зарядки, приемов закаливания, максимально возможное (не менее 1,5 часов) проведение прогулок и игр на свежем воздухе.

     Для детей, имеющих нарушения осанки или боковое искривление позвоночника, в режиме дня по возможности предусматривается дневной отдых в течение 1,5-2 часов в положении лежа на спине или на животе. Если это невозможно в силу занятости ребенка, желательно проводить хотя бы кратковременную разгрузку позвоночника в вечернее время (для школьников – после занятий в школе): в течение 10-15 минут полежать на спине на жесткой поверхности с невысоким валиком (типа свернутого полотенца) под поясницей.

     Для ночного сна и дневного отдыха детей с деформациями позвоночника можно использовать индивидуальную постель с небольшой плоской подушкой и матрацем, уложенным на деревянный щит.

     С целью сохранения прямого положения туловища и симметрии всех частей тела, полезно сделать специальное приспособление в виде приставного столика с наклоном его в 30˚, на котором ребенок будет выполнять письменные работы и чтение в положении лежа на животе с опорой на предплечья.    

 

Рисунок 1. Стол для занятий ребенка дошкольного возраста

 

При занятиях ребенка за столом по возможности обеспечивается:

= опора стоп на пол или на специальную подставку;

= сгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под

   прямым углом;

= равномерная опора на обе половины таза;

= опора туловища на спинку стула;

= расстояние в 1,5 – 2 см между столом и грудью ребенка;

= симметричное положение надплечий;

= небольшой наклон головы вперед;

= расположение тетради под углом от 10-15˚ до 30˚ (что может быть достигнуто наклоном письменного стола с помощью подставок под его ножки или расположением на его рабочей поверхности чертежной доски).

Освещение рабочего места школьника должно быть достаточным по интенсивности, направление света – с левой стороны и сверху.

Детей с нарушениями осанки и сколиозами в классе желательно рассаживать в первые ряды средней колонны парт (столов). Носить школьные принадлежности детям до восьмого класса предпочтительнее в ранце.

Как относиться к занятиям ребенка физкультурой?

Регулярно проводимая физкультура, как профилактическое средство при нарушениях осанки и деформациях позвоночника, должна входить в режим дня ребенка с 2 – 2,5 – месячного возраста. Наряду с гимнастикой в физическом воспитании маленьких детей надо широко использовать игры и ритмические движения под музыку. В целях гармоничного развития скелетной мускулатуры детям более старшего возраста следует рекомендовать подвижные игры  и такие виды спорта как лыжи, гребля и плавание. В то же время необходимо избегать увлечения детей играми, связанными с асимметричной нагрузкой на органы движения, как, например, катание на самокате, игра в «классы» и т.п.

Особое внимание следует обратить на раннее обучение детей дошкольного возраста фигурному катанию на коньках и езде на двухколесном велосипеде, а также на обучение детей младшего школьного возраста хореографии и акробатике. Речь не идет о категоричном отказе от этих видов спорта, а только о потенциальной опасности их участия в формировании нарушений осанки и деформаций позвоночника.

Дело в том, что дети, приступившие к занятиям этими видами спорта, требуют постоянного врачебного наблюдения и контроля в связи с тем, что, например, фигурное катание при чрезмерной асимметричной нагрузке может привести к нарушению осанки, а ранняя езда на двухколесном велосипеде может способствовать формированию сутулой спины. Рано начатые занятия акробатикой и хореографией, вызывая чрезмерную подвижность позвоночника, также могут стать причиной нарушения осанки и сколиоза.

     Какова необходимость проведения массажа и лечебной физкультуры?

     Наряду со школьной физкультурой дети с нарушениями осанки и сколиозами нуждаются в проведении курсов массажа и лечебной физкультуры. Это диктуется необходимостью стимуляции кровоснабжения мышц спины, отвечающих за положение позвоночника, и индивидуального применения специальных физических упражнений, способствующих:

= разгрузке позвоночника и воспитанию правильной осанки;

= укреплению ослабленных мышц спины и улучшению функций внутренних органов.

     Дети, имеющие выраженные нарушения осанки и сколиоз, могут заниматься в кабинетах массажа и лечебной физкультуры под врачебным контролем, позволяющим регулировать объем, периодичность и продолжительность занятий. Однако гораздо более важны многолетние регулярные, систематические занятия лечебной физкультурой в домашних условиях.

       

Какие физические упражнения рекомендуются детям

с нарушением осанки и сколиозами?

     Из общедоступных и несложных физических упражнений, которые могут выполняться в домашних условиях, рекомендуются следующие:

= самовытяжение, которое дети называют «потягушками», в положении лежа несколько раз в течение дня с обязательным выполнением их утром после  ночного сна, а также после дневного сна и отдыха;

= обучение осанке у стены, заключающееся в том, что ребенок становится спиной к стене; пятками, задними поверхностями голеней ягодицами, лопатками и затылком касаясь ее; при этом между туловищем ребенка и стеной в области шеи и талии образуются небольшие промежутки; продолжительность выполнения такого упражнения 5-7-10 минут;

= ношение предмета (например, книги) на голове со специально изготовленным кругом-нимбом также по 5-7-10 минут несколько раз на протяжении дня;

= поочередное вытягивание рук вперед со сжатыми кулаками («бокс») в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса;

= ритмичное поднимание и опускание вытянутых в стороны рук в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса;

= вытягивание рук вперед в положении лежа на животе с последующим плавным отведением их через стороны к бедрам с одновременным приподниманием головы и туловища;

= занятия на специально подготовленном спортивном снаряде путем укрепления на стене на уровне глаз ребенка двух резиновых полос длиной 1 метр и шириной 2-3 см;  ребенок становится перед снарядом, берет в руки свободные концы резиновых полос и начинает поочередно растягивать их, подобно движениям рук лыжника. 

     Детям с нарушениями осанки и сколиозами не рекомендуются физические упражнения, сопровождающиеся вертикальными нагрузками на позвоночник и его вкручиванием (поднятие тяжестей, метание ядра и т.п.), исключаются продолжительные висы на перекладине и шведской стенке, а также упражнения, связанные с силовыми растяжениями позвоночника.

     Разумеется, надо ограничивать продолжительность просмотра детьми телевизионных передач, чрезмерное увлечение которыми отрицательно влияет на зрение ребенка и на формирование его осанки в тех случаях, когда просмотр производится в фиксированной, не всегда удобной позе ребенка. Это также относится и к компьютеру, который, несомненно, является необходимой вещью в современной жизни, но не очень полезной для здоровья, особенно детям младшего возраста. Поэтому детям до 6-7 лет следует ограничить доступ к компьютеру, а более старшим детям использовать его в основном для работы с обучающими и познавательными программами с соблюдением временных нагрузок и выполнением физических разминок в перерывах между этими занятиями. 

    Очень важно, чтобы все эти профилактические и лечебные мероприятия стали бы системой, образом жизни ребенка, а не выполнялись бы «время от времени». Только постоянное внимание к физическому здоровью ребенка может обеспечить его гармоничное развитие и формирование правильной осанки.

 

Профилактика плоскостопия

 

Всегда ли можно выявить плоскостопие с помощью «чернильной» плантографии?


 

 

 

Рисунок 2. Нормальная плантограмма у ребенка

с выраженным плоскостопием

 

Для выявления плоскостопия при профилактических осмотрах детей наряду со зрительно оценкой состояния сводов стопы согласно действующим приказам используется метод «чернильной» плантографии, то есть определение состояния стопы по отпечатку на бумаге ее предварительно окрашенной чернилами  подошвенной поверхности. К сожалению, этот метод не является точным, так как получаемая плантограмма довольно часто показывает норму при наличии у ребенка плоскостопия различной степени тяжести. Хотя и значительно реже, но могут встречаться и случаи, когда «чернильная» плантограмма показывает плоскостопие у ребенка с правильно сформированной стопой. Существуют другие, более точные методы диагностики плоскостопия, которые применяются по назначению врача при наличии клинических показаний.

 

Каковы меры профилактики плоскостопия у детей?


Рисунок 3. Образец правильной обуви

 

Детям с плоскостопием полезно соблюдать определенные гигиенические правила и режим нагрузки на нижние конечности. Так, им желательно каждый день делать гигиеническую ножную ванну (36-370), постараться выработать походку без сильного разведения стоп, избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей, а при вынужденном длительном стоянии полезно время от времени переносить нагрузку на наружные края стоп, не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви.

Очень важно покупать детям рациональную обувь, которая имеет фиксированную пятку и невысокий каблук, что обеспечивает равномерное распределение веса тела по всей поверхности стоп. Подошва этой обуви не должна быть слишком жесткой, однако, и не очень мягкой. Нежелательно постоянно носить кроссовки (это специальная обувь для занятий спортом, а не для повседневного использования!), а также долго ходить босиком или в обуви с мягкой подошвой (типа резиновых туфель) по утоптанной почве, асфальту.

Правильному формированию стопы у ребенка способствует ходьба босиком в летнее время года по неровным поверхностям – песку, хвое, гальке, земле, а в домашних условиях – по массажным коврикам с рельефной поверхностью.

 

            Требуется ли ребенку с плоскостопием специальное лечение?

Кроме описанных выше профилактических мероприятий, детям с плоскостопием необходимо специальное лечение. Наиболее важным методом лечения плоскостопия является активная коррекция деформированной стопы – лечебная физкультура. Для занятий в домашних условиях детям с плоскостопием рекомендуются специальные упражнения, направленные на формирование сводов стопы. Например, могут быть использованы упражнения, описание которых приводится ниже, а изображение представлено на рис. 5:

= Упражнение «каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Оно  выполняется сначала одной, затем другой ногой.

= Упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

= Упражнение «маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

= Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

= Упражнение «художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

= Упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнения выполняются обеими ногами одновременно.

= Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы ног и пятки могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).

= Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.

= Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

= Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает стопами вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

= Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

= Упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами стоп и подошвой.

Выполнение лечебной гимнастики требует от пациентов определенного упорства и терпения. Физические упражнения должны быть ежедневными, продолжаться в течение 2-3 лет. Однако слабо выраженные у детей сознательно-волевые качества характера не позволяют рассчитывать на систематическое и длительное выполнение ими всего комплекса упражнений, особенно вне лечебного учреждения.

 

Как заинтересовать ребенка в необходимости занятий лечебной физкультурой и облегчить ее выполнение?

 

 

Рисунок 5. Свободное формирование комплекса ЛФК при плоскостопии

по принципу «шведского стола». Пример возможного выбора

упражнений ребенком

 

Для облегчения детям младших возрастных групп занятий лечебной гимнастикой в домашних условиях и повышения интереса к ним можно использовать разработанный нами метод «шведского стола», который заключается в следующем. Ребенку предлагают самому выбрать из только что представленного комплекса лечебной гимнастики 5-6 наиболее понравившихся ему упражнений, и в дальнейшем выполнять их ежедневно в течение длительного времени. При этом ребенок определяет и наиболее удобный для себя график занятий: например, по 5-7 минут 2-3 раза в день в виде разминок в перерывах между играми и подготовкой домашних заданий, или однократно в вечернее время в течение 10-15 минут.

Если же врачом назначены одновременно два комплекса ЛФК – для коррекции осанки и для коррекции плоскостопия, то ребенок может выбрать для своих занятий из каждого комплекса по 3-4 любых упражнения.

 

Какова роль ортопедических стелек в лечении плоскостопия?

При плоскостопии для поддержания уплощенного свода стопы и исправления  его формы используют вкладываемые в обувь ортопедические стельки (так называемая «пассивная» коррекция деформированной стопы). Это назначение специалиста-ортопеда наиболее часто выполняется пациентами, так как не требует каких-либо усилий с их стороны, как, например, это необходимо при выполнении лечебной гимнастики.

Однако ношение ребенком ортопедических стелек без сочетания с регулярными занятиями лечебной гимнастикой является ошибкой, поскольку стелька, искусственно поддерживая свод стопы, выключает из работы и без того ослабленные мышцы, отвечающие за эту функцию, тонус которых постепенно снижается, и может со временем лишь усилить плоскостопие. Поэтому лечение плоскостопия должно быть обязательно комплексным, включать разные методы.

 

 

Рисунок 6. Ортопедические стельки для лечения плоскостопия

 

По книге: В.К. Федотов, Н.В. Соботюк, В.Ю. Соломин, М.А. Степкина. Нарушения осанки, деформации позвоночника и плоскостопие как наиболее распространенные заболевания опорно-двигательной системы у детей. Книга для родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и начальных классов. Омск, 2010. 36 с.

 

                       

© 2010 БУЗОО "Городская поликлиника ?3"

Адрес: г. Омск, ул Вильямса, 26а
(3812) 43-11-21 - регистратура взрослого отделения
(3812) 43-12-00 - регистратура детского отделения

e-mail: muz@omskgp3.ru